Освобождение политических заключенных в приднестровском регионе вызывает споры

Освобождение политических заключенных в приднестровском регионе вызывает споры

Вчера власти объявили об освобождении гражданина Молдовы Антона Малышева из приднестровской тюрьмы, но вскоре он был задержан молдавскими полицейскими за аналогичное преступление — торговлю наркотиками. В настоящее время Малышев находится в пенитенциарном учреждении №13 в Кишиневе.

По данным Генинспектората полиции, Малышев находился в розыске с 2021 года. 20 мая 2022 года отделение Буюкань Кишиневского районного суда заочно приговорило его к 8 годам лишения свободы за хранение и продажу психотропных веществ. После бегства из приднестровского региона он предположительно продолжил совершать аналогичные преступления. В феврале 2023 года он был приговорен к 21 году лишения свободы в регионе за незаконный оборот наркотиков.

Молдавская полиция заявила, что освобождение Малышева, тем не менее, имеет большое значение, поскольку позволяет «вернуть его в правовое поле» и привлечь к ответственности за совершенные им преступления.

Путаница в общении

Объявление об освобождении Малышева было сделано Ассоциацией Promo-LEX, которая представила его как освобожденного политического заключенного. Позже ассоциация изменила пресс-релиз, и адвокат Вадим Виеру объяснил ситуацию:

 

Реакция властей

Первоначально Бюро по реинтеграции приветствовало освобождение Малышева, но затем удалило пресс-релиз. Однако Бюро повторило свой призыв к Тирасполю освободить всех молдавских граждан, незаконно осужденных в приднестровском регионе:

«Мы вновь обращаемся к Тирасполю с призывом откликнуться на наши требования об освобождении всех молдавских граждан, которые по-прежнему незаконно содержатся в приднестровском регионе, включая Михаила Ермураки, Сергея Мынзараря, Александра Димова, Олега Захарова, Георгия Кузьмичева, Валентина Погорлецкого и Сергея Деребчинского».

Власти Кишинева считают, что около 2 000 задержанных в регионе были осуждены незаконно, поскольку судебные процессы проводились непризнанными органами без соблюдения надлежащей процедуры. Среди нарушений, которые ЕСПЧ обнаружил в каждом деле, связанном с регионом, — отсутствие доступа к выбранному адвокату и невозможность оспорить решения. Например, на левом берегу Днестра адвокатская практика строго регламентирована режимом, и у обвиняемых нет возможности выбрать независимого адвоката.

После этого спорного освобождения мы получили несколько сообщений от надежных людей в регионе о том, что на некоторых задержанных, включая Михаила Ермураки, теперь оказывается давление, чтобы они подали прошения о помиловании лидеру сепаратистов в Тирасполе, чтобы быть освобожденными — процедура, которая подразумевает признание вины.

Предыстория переговоров между Кишиневом и Тирасполем

Кишинев разрешил Тирасполю покупать природный газ через венгерскую компанию, а платежи будет осуществлять компания из Дубая. Однако транзит газа через территорию Республики Молдова был обусловлен решением ряда вопросов, в том числе:

  • Освобождение политических заключенных;
  • возобновление работы молдавского лицея в Рыбнице;
  • Сохранение общественного вещателя Moldova 1 в сетке вещания в регионе;
  • Устранение контрольно-пропускных пунктов, установленных приднестровским режимом в 2022 году.

Освобождение Малышева привело к подрыву процесса освобождения и было совершено намеренно Тирасполем, утверждают наши источники. Напомним, что режим не признает, что люди задерживаются в регионе по политическим причинам. В прошлом году Виталий Игнатьев, переговорщик Тирасполя в процессе урегулирования конфликта, заявил: «У нас нет политических задержанных. Я не готов дискутировать на эту тему. В Приднестровье нет политических заключенных. В Молдове ситуация противоположная. Я не буду комментировать, но вы должны знать, что в нашей стране заключенные пользуются всеми демократическими процедурами».

Дело Ермураки

Десятки политзаключенных остаются в незаконном заключении, включая самого старого заключенного, Михаила Ермураки. Пожилой тираспольчанин был заключен в тюрьму в 2023 году за публично высказанное мнение. Ермураки начали преследовать в 2021 году. Некоторое время ему удавалось оставаться на свободе, первоначально его приговорили только к штрафу. Его дело также попало в поле зрения Госдепартамента США, но проблемы Михаила Ермураки продолжились, так как после наложения штрафа он не смог его выплатить. Таким образом, репрессивные структуры инициировали замену наказания на лишение свободы. В случае с лишением свободы Михаила Ермураки приговор выносил тот же так называемый «судья», который осудил Виктора Плешканова, — Павел Гарифьянов.

Среди обвинений, предъявленных старейшему тираспольскому заключенному, — разжигание межнациональной розни, оскорбление Красносельского, которого он назвал «марионеткой», и оспаривание роли российской миротворческой миссии на Днестре. Пожилому политзаключенному теперь даже отказывают в праве на переписку. Его письма в миссию ОБСЕ возвращаются, а его здоровье ухудшается. Дело Ермураки не получило широкой огласки, поскольку его семья отдалилась от него и отказалась от борьбы за его освобождение.

Репортаж об этом деле с участием Ермураки был подготовлен нашей командой после первого приговора, см. здесь. На тот момент это было уникальное, успешное дело, но в итоге его все равно посадили.