Евросовет продлил санкции в отношении руководства приднестровского региона почти на год, но они никого не коснутся
- Права человека
- Ангелина Кирчу
- 26/12/2023
В декабре Европейский совет сообщил, что продлил ограничительные меры в отношении руководства приднестровского региона Республики Молдова до 31 октября 2024 года. Первоначально санкции ввели еще в 2010 году и в него вошли 16 человек. Санкции ежегодно продлевают, но с 2012 года в списке не осталось ни одного имени.
Мы спросили у Бюро по реинтеграции и МИДЕИ, почему уже больше 10 лет в списке нет ни одного имени, если в регионе продолжают нарушаться права человека, происходят политические убийства, а переговоры не имеют существенного прогресса.
За что ввели ограничения
Согласно первоначальному решению, государства-члены ЕС должны принять необходимые меры для запрета въезда на свою территорию или транзита через нее лиц, которые несут ответственность за:
- препятствование в достижении политического урегулирования приднестровского конфликта в Республике Молдова;
- разработку и реализацию кампании запугивания и закрытия молдавских школ с преподаванием на румынском языке в приднестровском регионе Республики Молдова.
Кого они касались
В 2010 году к документу были два приложения со списками лиц, которых коснутся санкции.
В первом приложении был список лиц, которые попали под санкции за препятствия в достижении политического урегулирования приднестровского конфликта. В него вошли:
- тогдашний так называемый президент региона Игорь Смирнов и два его сына;
- тогдашний министр внутренних дел Вадим Красносельский (действующий т.н. президент региона);
- Владимир Антюфеев (или Владимир Шевцов) — бывший глава так называемого Министерства госбезопасности (МГБ).
- Валерий Лицкай — бывший т.н. министр иностранных дел;
- Станислав Хажеев — бывший т.н. министр обороны;
- Александр Королев — бывший т.н. вице-президент;
- Виктор Балала — бывший т.н. министр юстиции;
- Олег Гудыма — бывший т.н. заместитель министра безопасности;
- Владимир Атаманюк — бывший т.н. заместитель министра обороны;
Во втором приложении были ответственные за закрытие молдавских школ:
- Игорь Мазур — бывший т.н. глава администрации Дубоссарского района;
- Юрий Платонов — бывший т.н. глава администрации Рыбницкого района;
- Алла Чербуленко — бывшая т.н. глава управления культуры администрации Рыбницкого района;
- Вячеслав Когут — бывший т.н. глава администрации Бендер;
- Виктор Костырко — бывший т.н. глава администрации Тирасполя.
В марте 2012 года в список внесли изменения. Из него исключили пятерых человек:
- Олега Смирнова, младшего сына бывшего т.н. президента региона Игоря Смирнова;
- Валерия Лицкай
- Виктора Балала
- Олега Гудыма
- Аллу Чербуленко
А через полгода, в сентябре 2012 года Евросовет заметил “прогресс в достижении политического урегулирования приднестровского конфликта и восстановление свободного передвижения через административную границу приднестровского региона” и постановил, что
- ограничительные меры, применяемые в отношении лиц из Приложения 1 должны быть отменены.
- ограничительные меры, применяемые в отношении лиц из Приложения 2, должны быть продлены до 30 сентября 2013 года. Однако, чтобы стимулировать прогресс в решении остающихся проблем, касающихся школ с латинской графикой, лиц, включенных в список 2, следует исключить из списка.
Дальше Евросовет ежегодно продлевает эти ограничения против руководящих лиц из приднестровского региона, но ни в одном из следующих решений не появился новый список.
Так, получается, что Евросовет продлевает санкции против “руководящих лиц приднестровского региона”, но списка этих лиц нет, а тех, что были в списке — исключили.
Бюро по реинтеграции: не в нашей компетенции
Отметим, что список лиц, против которых вводят санкции, составляется по предложению Кишинева. Но вот уже больше 10 лет в этом списке нет ни одного имени.
В Бюро по реинтеграции нам ответили, что составление этого списка не в их компетенции. Часть санкций касается закрытия молдавских школ с преподаванием на румынском языке. И в Бюро сообщили, что в этом вопросе все еще есть проблемы.
“С сожалением вынуждены констатировать, что приднестровские структуры до сих пор сохраняют неблагоприятное отношение к этим школам и не способствуют решению некоторых стратегических проблем: возвращение отнятых школьных зданий и адекватное оснащение школ для проведения образовательного процесса в соответствии с применяемыми по всей стране стандартами, попытки постановки на так называемый «воинский учет» в непризнанных структурах учеников старших классов и др.”, — заявили в Бюро.
Что говорят в МИДЕИ
В Министерстве иностранных дел и европейской интеграции (МИДЕИ) нам подтвердили, что списка лиц нет. А продление санкций без имен — это технический процесс для того, чтобы иметь возможность внести в этот список имена в случае ухудшения ситуации в урегулировании приднестровского конфликта.
Мы спросили у МИДЕИ, почему власти оставляют список пустым, хотя есть такой инструмент для вмешательства в случае нарушения прав человека в регионе?
Самым громким и в то же время трагическим делом этого периода стало убийство Олега Хоржана, лидера оппозиции в Тирасполе.
Так называемая администрация, поддерживаемая Российской Федерацией, продолжает вводить и применять репрессивные «законы», создавая атмосферу страха и запугивания. Так, с 24 июня 2022 года лица, обращающиеся в национальные или международные суды по поводу нарушений, совершенных представителями неконституционных структур на левом берегу Днестра, подвергаются уголовному наказанию в виде лишения свободы на срок до 8 лет.
Дела активистов Виктора Плешканова, Вадима Погорлецкого и Михаила Ермураки, незаконно осужденных в 2021-2022 годах за критику т.н. администрации и российского вторжения в Украину, остаются нераскрытыми. Тем временем состояние здоровья Виктора Плешканова ухудшилось — у него диагностировали рак.
Еще одно серьезное явление, интенсивность которого сохраняется, касается нарушений права на свободу передвижения. Укрепление инфраструктуры контрольно-пропускных пунктов и введение барьеров между Варницей и Бендерами.
В сентябре 2023 года фотожурналистку Елену Коваленко объявили «нежелательной» на левом берегу Днестра и ограничили доступ в регион на три года.
При этом, Бюро по реинтеграции констатирует, что в вопросе школ все еще есть проблемы.
В МИДЕИ нам ответили, что положение школ с латинской графикой в приднестровском регионе тщательно отслеживается национальными властями и международными партнерами. Эта тема также рассматривается в рамках прямого диалога с Тирасполем.
«На данном этапе санкции не направлены на конкретных физических или юридических лиц. В случае ухудшения ситуации, Республика Молдова оставляет за собой право инициировать необходимые шаги для включения ответственных лиц в список ограничительных мер. Важно, чтобы этот режим санкций сохранялся, чтобы иметь международные инструменты реагирования», — сообщили в МИДЕИ.
Подробнее о текущей ситуации с правами человека в приднестровском регионе можно прочитать в докладе Promo-LEX «Права человека в Приднестровском регионе Республики Молдова в 2023 году».
- Отметим, что к ограничениям, кроме стран-членов ЕС, присоединились и страны-кандидаты — Северная Македония, Черногория, Албания, Украина, Босния и Герцеговина и Грузия, а также страны ЕFTА (Европейской ассоциации свободной торговли) — Лихтенштейн и Норвегия, являющиеся членами Европейской экономической зоны.