Дружба с Россией, но торговля с ЕС: двойные стандарты в торговле приднестровского региона

Дружба с Россией, но торговля с ЕС: двойные стандарты в торговле приднестровского региона

Так называемые власти приднестровского региона и местные СМИ называют Россию основным партнером и рассказывают об активных экономических отношениях региона и России, умалчивая о том, что около 70% экспорта на самом деле попадает на рынок ЕС. И даже до начала войны в Украине экспорт в ЕС был в несколько раз выше, чем экспорт в РФ. 

Разбираемся, куда больше всего экспортируют предприниматели из приднестровского региона, как повлияли война в Украине и новый Таможенный кодекс Молдовы на товарооборот, а также как российский газ (долг за который уже превысил 10 млрд долларов) де-факто содержит сепаратистский режим. 

Беспошлинная торговля с ЕС

В 2014 году Молдова подписала Соглашение об ассоциации с Европейским союзом. Соглашение устанавливает глубокую и всеобъемлющую зону свободной торговли (DCFTA). С 1 января 2016 года приднестровский регион был включен в DCFTA по разделу V. То есть все возможности беспошлинной торговли распространяются на компании с обоих берегов Днестра, при условии что они зарегистрированы в Агентстве госуслуг Молдовы (ASP) и у них есть счет в одном из молдавских банков для осуществления финансовых операций. То есть компании из региона должны “легализоваться” на правом берегу. 

По данным на 2014 год, в ASP зарегистрировались 1354 экономических агента из приднестровского региона, а к 2023 году их число увеличилось почти вдвое и составило — 2371.

“Это означает, что экономические агенты из приднестровского региона видят большую перспективу в том, чтобы зарегистрироваться в Агентстве госуслуг и получать возможности, которые им предоставляет молдавское законодательство, быть в правовом поле Молдовы”, — считает Иван Цуркан, глава аналитического и информационного отдела Бюро политик по реинтеграции. 

Серая зона

При этом до 2022 года большая часть всего экспорта из приднестровского региона проходила через Украину. На этом участке была всего одна таможня Кучурган-Первомайск, которая контролировалась властями из Кишинева. 

Приднестровские компании не платили пошлины в бюджет Молдовы, а их продукция не проходила контроль. Это привело к большим потерям для национального бюджета.

“Отсутствие эффективного контроля над регионом означает, что бюджетно-налоговые отношения, какие они есть на правом берегу Днестра, отсутствуют на левом. Нам очень сложно оценить реальную цифру потерь, которые понесла Молдова”, — говорит глава аналитического и информационного отдела Бюро политики реинтеграции Иван Цуркан. 

Однако 28 февраля 2022 года, после вторжения России Украина закрыла все КПП на границе с приднестровским регионом. Это привело к тому, что весь импорт и экспорт в/из региона теперь проходят через правый берег и молдавскую таможню. Экономический эксперт, который наблюдает за приднестровским регионом много лет, Вячеслав Ионица считает, что это изменение привело к легализации приднестровских товаров.

“Это повлияло. Сейчас очень много приднестровского товара “обелился”. Если раньше он продавался, с точки зрения Молдовы, контрабандой, то сейчас он продаётся через легальные инструменты Молдовы”, — говорит Ионица.

С другой стороны, из-за войны России в Украине компаниям из приднестровского региона пришлось пересмотреть маршруты для поставки своих товаров.

“Мы отмечаем, что с появлением возможности легче экспортировать продукцию и импортировать ее из Европейского союза, интерес к рынку Российской Федерации снизился. Это стало более выраженным после вторжения Российской Федерации в Украину, потому что изменились логистические коридоры, цена на перевозку товаров как по воздуху, так и по автодорогам значительно возросла. Соответственно, ближайший и крупнейший рынок Европейского союза стал еще более привлекательным для экономических агентов региона”, — объяснил Иван Цуркан.

Экспорт в ЕС в пять раза выше, чем в РФ в 2023 году

Мы изучили данные о внешнеторговой деятельности приднестровского региона за последние 5 лет (с 2019 по 2023 гг.), опубликованные де-факто властями. Мы не можем полностью доверять этим данным, но других нет. Из-за того, что до 2022 года Кишинев фактически не контролировал экспорт и импорт из региона, у властей есть информация только о тех товарах, которые проходили через молдавскую таможню. 

С другой стороны, мы также изучили данные, которые предоставила нам Таможенная служба Молдовы. Несмотря на некоторые отличия в суммах, в обоих случаях основным рынком для сбыта товаров из приднестровского региона является Европейский союз. 

По данным так называемых властей региона за последние 5 лет, экспорт в ЕС в несколько раз превышал экспорт в РФ. В 2021 году зафиксированы самые высокие значения экспорта как в ЕС, так и в Россию. Регион экспортировал в ЕС товаров на 327,6 млн долларов, а в Россию — на 86,7 млн долларов, что в 3,8 раз меньше. А в 2023 году в Россию экспортировали в 5 раз меньше: товары на сумму 230,2 млн долларов попали на рынки ЕС, а в Россию отправили товаров всего на 45,6 млн долларов. 

При этом, по данным Бюро по реинтеграции, которые подтверждаются данными Таможенной службы Молдовы, в 2023 году экспорт экономических агентов из приднестровского региона в страны ЕС составил около 70% — рекордный показатель с момента подписания Соглашения об ассоциации с Республикой Молдова, что более чем на 20,58% больше по сравнению с 2019 годом, когда процент экспорта составил всего 49,9%.

“Важны не только фактические цифры, но и их эволюция. Мы видим, что процент экспорта в ЕС растет год от года. Так что это доказывает, что переориентация на рынок ЕС не произошла внезапно в прошлом году. Это то, что происходило ежегодно, в эволюции. Это показывает, что интерес к рынку Европейского союза постоянен”, — говорит Иван Цуркан

При этом даже если считать отдельно по странам, то Россия не на первом месте по экспорту. Как по данным де-факто властей из региона, так и по данным Кишинева, последние годы на первом месте по экспорту — Румыния. Только в 2021 году Румыния опустилась на второе место, но на первом тогда была Польша. 

“По экспорту у них ничего нет с Россией, они интегрированы в Евросоюз, как и мы. У них удельный вес экспорта в Россию меньше 10%”, — говорит эксперт Ионица.

Правый берег — основной партнер

Примечательно, что приднестровский регион в своих отчетах отмечает торговлю с правым берегом как экспорт. И если следовать этой логике, то их “основной экспортный партнер” — правый берег. Хотя в приднестровском регионе Кишинев рисуют врагом и рассказывают об “экономическом геноциде” со стороны национальных властей. Но, на самом деле, цифры из их же статистики идут вразрез с политикой режима.

У правого берега таких данных, естественно, нет, т.к. для властей из Кишинева торговля между берегами Днестра — внутренний товарооборот. 

Так, по данным де-факто властей из Тирасполя, в прошлом году компании с левого берега продали на правый товаров на 390,9 млн долларов, что составляет более 53% всего “экспорта” региона. По этим же данным, экспорт в ЕС составил 31,4%, а в РФ — 6,2%

Данные по экспорту в ЕС отличаются от молдавских, потому что в данных Кишинева торговля с правым берегом не является “экспортом”. Если мы из общего экспорта региона уберем данные о торговле с правым берегом, то получим, что в ЕС уходит более 67% товаров. Так что даже по данным из региона, почти 70% продукции продаются на рынки ЕС.

Правый берег закупает у левобережья электроэнергию, но не только ее. 

“Электроэнергия на первом месте. Но мы покупаем у них и продукты питания, и сельхозпродукцию, и животноводческую продукцию. То есть у нас много закупок идет из Приднестровья. Чтобы без препятствий продавать на правый берег, они платят здесь все налоги”, — пояснил эксперт Вячеслав Ионица.

О​​тметим, что все расчеты между компаниями происходят в молдавских леях. 

В товарной структуре поставок с левого берега на правый за 2023 год (данные де-факто властей) первое место заняла электроэнергия (220 млн долларов), сразу за ней – продовольственные товары и сырье (80 млн долларов); а на третьем месте – металлы и изделия из них (41,7 млн долларов).

Российский газ — основа экономики региона

Когда в приднестровском регионе политики говорят, что Россия — их основной торговый партнер, отчасти это правда. Но не в том смысле, какой обычно имеют ввиду, намекая на то, что компании якобы ведут активную торговлю с РФ. 

На самом деле вся экономика левобережья держится на российском газе, который они получают бесплатно. Несмотря на то, что регион за газ не платит, они включают эти суммы в свою статистику по тому тарифу, который объявляет Россия. 

Так, в 2022 году, когда случился энергетический кризис и цены на газ по всему миру подскочили, приднестровский регион фиксирует рекордный показатель импорта из России — 1 699 304 817 долларов (по данным т.н. таможенного комитета региона). Из общей суммы 1 619 714 026 или 95,3% приходится на топливно-энергетические материалы (читайте — газ). Примечательно, что экспорт в Россию в том же году был в 20,8 раз ниже — товары всего на 81 млн долларов отправились из региона в РФ. 

В прошлом году, Тирасполь импортировал из России товаров на сумму 1 522 100 148 долларов, из которых 1 474 977 084 или 96,9% приходятся на газ. Отсюда мы можем сделать вывод, что рост внешнеторговой деятельностью с Россией обеспечен только повышением цен на газ, а не действительно торговлей предприятий. 

“Почему они говорят, что зависят от России? Потому что зависят от импорта газа. Если есть газ, значит будет и металл, и электричество, которые потом они продают на правый берег или в ЕС. Это позволяет их экономике выживать. У них 55% дефицит бюджета. То есть они собирают в 2-7 раза меньше, чем тратят. Такое вы не найдете нигде. Они выживают только за счет энергоресурсов. Если бы не было российского газа, у них бы накрылся бюджет и накрылась бы их экономика. Половина экспорта сразу бы умерла”, — поясняет Ионица. 

При этом импорт газа в 2022 году составил 68,6% от всего импорта региона, а в 2023 — 66,2%.

Но если мы уберем из расчетов газ, то получится, что в 2023 году регион импортировал из России товаров всего на 47,1 млн долларов, при этом импорт из ЕС в 2023 году составил 364,7 млн долларов (в 7,7 раз выше, чем в РФ).

Получается, что ЕС не только основной рынок для экспорта товаров, но и основной импортный партнер. Проще говоря, приднестровские компании больше товаров закупают в ЕС, а не в России. 

Если есть луч света в  экономическом развитии приднестровского региона — это как раз отношения с Евросоюзом. Потому что из-за российской агрессии в Украине возможности экспорта в другие страны для приднестровских предпринимателей сократились. Реальность такова, что Евросоюз помогает развиваться приднестровскому региону”, — сказал глава Делегации ЕС в Молдове Янис Мажейкс для Zona de Securitate.

По факту, экономические связи приднестровского региона с Российской Федерацией и Европейским союзом представляют собой сложную систему, где официальная риторика и экономическая реальность часто расходятся. Тираспольский режим хотя и поддерживает внешние связи с РФ, в реальности все больше интегрируется в европейскую экономическую систему.

Вопреки утверждениям так называемых властей приднестровского региона о ключевой роли РФ как экономического партнера, данные показывают, что более значительный объем торговли левобережья приходится на страны Европейского союза. 

Полное расследование первоначально опубликовано на сайте Expert-Grup.