Геннадий Чорба: „Власти в Тирасполе, как было уже ни раз, попытаются списать убийство Олега Хоржана, на бытовуху

Геннадий Чорба: „Власти в Тирасполе, как было уже ни раз, попытаются списать убийство Олега Хоржана, на бытовуху

Известие об убийстве единственного оппозиционного политика с левого Днестра, Олега Хоржанa, потрясло все общество на обоих берегах Днестра. Его смерть вызвала такую реакцию не потому, что она была уникальной в своем роде, такие убийства в регионе случались и раньше, а потому, что за последние 20 лет Хоржан сумел стать одним из самых известных и громких политиков в регионе, выступавших против установленного в Тирасполе олигархического режима, и тот факт, что он стал так хорошо известен должно было действовать как щит против таких расправ, но на деле так не произошло. Безнаказанность режима и игнорирование Кишиневом всех преступлений и уничтоженных жизней стерли всякий страх перед таким резонансным убийством.

В последнее время борьба с неугодными людьми в регионе ограничивалась, вплоть до его убийства, фиктивными уголовными делами об экстремизме, заключением в тюрьму, через которую прошел и Олег Хоржан, или создание «идеальных условий» для того, чтобы люди из страха взяли свои чемоданы и вообще покинули Молдову.

Убийство Хоржана как непосредственный эффект, по наблюдениям нашей редакции, находящейся в контакте с правозащитниками в регионе, это страх, который еще больше укоренился в сердцах людей. Они спрашивают себя теперь: «Если они убили и Хоржана, он, который даже ездил в Москву, имел связи везде, даже из тюрьмы вышел живым, с ним это сделали, а что они сделают с нами?»

Тем не менее, в регионе ещё не наступило молчание, по крайней мере, вчера вечером другой правозащитник из региона, Геннадий Чорба, который остается, в нынешних реалиях, практически единственным критиком режима, продолжающего жить на левом берегу Днестра, опубликовал  статьюб в своем личном профиле, который затронул неизвестные подробности и адресовал нужные вопросы властям Кишинева.

  • Геннадий Чорба живет на левом берегу Днестра, в Рыбнице, на определенном этапе (во время предполагаемого президентства Евгении Шевчук) он был частью сепаратистского режима на левом берегу Днестра, а позже стал жертвой нынешнего режима. Чорба был приговорен к 3 годам и 3 месяцам лишения свободы за организацию «незаконной акции протеста», после более чем года лишения свободы он был освобожден.

Полный пост Чорбы об убийстве Олега Хоржанa:

В этой статье я не буду говорить о шоке, который получил, узнав об убийстве Олега Хоржана, с которым был знаком лично с 2012 года, с которым, не смотря на наши разногласия в политических пристрастиях и политических взглядах, мы общались как лично, так и по телефону. У нас были серьезные разногласия, но это не мешало нам относится друг к другу с уважением.

Теперь что касается самого убийства. Хочу напомнить нашим читателям, что, в череде убийств, которые произошли в Приднестровье или напрямую связаны с Приднестровьем, это отнюдь не первое. Хочу просто озвучить самые громкие фамилии людей, которые закончили свои дни точно так же как Олег Олегович.


Андрей Безбабченко, бывший мэр Тирасполя, который покинул пределы Приднестровья. Его попытались выкрасть с территории Украины и доставить в Приднестровье. Что то пошло не так. Его тело было найдено в Одесской области, в заброшенном сарае, с признаками пыток и насильственной смерти. Дело списали на бытовое убийство.

Вадим Чебан, человек, который в открытую критиковал фирму Шериф и ее руководителя, человек у которого забрали бизнес, созданный им с нуля. Был зарублен лопатой у калитки собственного дома. Дело списали на бытовые разборки.
Я упомянул людей, которые были узнаваемы в Приднестровье. А сколько тех, кого просто прикопали где-то в посадках, или закатали в асфальт.

Я хочу напомнить о судьбах десятков , если ни сотен людей, которые попали под каток интересов Шерифа. Тех, кому поломали судьбы только потому, что они позволили усомниться во всемогуществе богов местного разлива, или тех, чье имущество вдруг понравилось сильным мира приднестровского, или просто тех, кто в свое время не выполнил команды хозяев жизни. Сколько их вытолкнули за пределы Приднестровья, поломав судьбы, разрушив семьи, не дав проститься со своими родными на похоронах? Просто перечислю навскидку тех, кто на памяти.

Дилигул Сергей, сфабриковали дело за то, что отказался за копейки отдать свою Дубоссарскую птицефабрику, а до этого, будучи главой Слободзеи , вступил в конфликт с руководством Шерифа. Практически отсидев первый срок, после того, как отказался переписать свое имущество «добровольно» получил второй срок.

Дилигул Татьяна, отказалась отдать фитнес центр и бассейн, который строили своими руками и на взятые кредиты. Пришлось с десятилетним сыном , с одним детским рюкзачком вещей на двоих, на лодке переправляться через Днестр, поскольку ее ждал арест и тюрьма до тех пор, пока не отдаст имущество в нужные руки.

Кузьменко Юрий, вступил в конфликт с руководством фирмы Шериф на почве конкуренции в поставках ГСМ и гипотетической возможности финансирования политических сил, оппонентов фирмы Шериф. Заочно приговорен к лишению свободы. И как абсурд прозвучал приговор заказного судьи, когда прокурор, государственный обвинитель, запросил три года лишения свободы, а судья вынесла приговор четыре года.

Лариса Тарасова, крестная детей Красносельского, хозяйка фирмы «Линксервис», женщина которая в рамках конкуренции бросила вызов всемогущей фирме. По надуманному предлогу у ее фирмы была отозвана лицензия, тем самым оставив тысячи бендерчан без доступа к качественному и недорогому интернету. Против нее , по надуманному предлогу, было возбуждено уголовное дело. Ей пришлось покинуть Родину. Она даже не смогла приехать на похороны своей мамы.


Мустя Петр, за то, что будучи главой Каменки , отказался передать рынок в центре Каменки в собственность фирмы Шериф, и после прихода их к власти, был обвинен в хищении, якобы ноутбука. При этом, человек, на которого ссылалось следствие уже несколько месяцев как ушел из жизни, а в деле не было даже марки пресловутого ноутбука, не говоря уже о самом компьютере. Больше месяца находился за решеткой и чудом оказался на свободе. Заочно приговорен к лишению свободу. Пришлось покинуть Приднестровье. Дома не был уж пять лет.

Ghenadie Ciorba după un an de detenție
Ghenadie Ciorba după un an de detenție, la câteva ore de la eliberare
Foto: arhiva personală

Чорба Геннадий, ваш покорный слуга и автор этой статьи. Только за то, что публично выступил на стихийном митинге протеста против беспредела властей, где позволил себе публично посадить на попу тогда правую руку Гушана Мову, было сфабриковано уголовное дело в якобы призывах к экстремистским действиям и оскорблению Президента Красносельского. В тюрьме отсидел 13 месяцев, десять из них в одиночной камере. Не смотря на то, что я на суде доказал отсутствие события преступления, то есть то, что не было вообще никакого преступления, по заказу руководства фирмы был приговорен к трем годам и шести месяцам реального срока лишения свободы. И только международный резонанс , и резкая реакция со стороны ОБСЕ, ведущих посольств, заставила принять решение о замене реального срока на условный, который, кстати еще не закончился.

И таких примеров море. Могу сказать со всей ответственностью, что как минимум половина, тех, кто сидит сегодня в тюрьмах Приднестровья и кому вынесены обвинительные приговоры, это люди, чья вина заключается в сведении счетов сильных мира приднестровского.

Теперь я хочу задать вопрос официальным властям Республики Молдова. Сколько еще вам нужно убийств , искалеченных судеб, разрушенных семей, чтобы вы , наконец то, оторвали свои пятые точки от мягких кресел, и, наконец то, начали предпринимать реальные шаги в рамках защиты граждан Молдовы, проживающих на территории Молдовы?

Сколько еще обращений граждан, пострадавших от беспредела на Левом берегу, будут ложиться под сукно Бендерской Прокуратуры Республики Молдова, куда направляются эти заявления, и которая находится в одном здании с силовыми структурами Приднестровья, и где соседи ходят друг к другу на чай?

Когда вы перестанет отдавать в аренду фирме Шериф Левый берег, а людей, проживающих там, фактически сдавать в рабство, оправдывая свои действия, которые часто попахивают явной коррупцией и спайкой с властями Тирасполя, официальными и неофициальными, заботой о гражданах Левого берега, возможным экономическим коллапсом и другими отговорками?

Почему до сих пор Прокуратурой Молдовы не возбуждено уголовное дело по факту убийства гражданина Молдовы на территории Молдовы? Скажу больше, я в шоке от сообщений СМИ Молдовы с отсылкой на правоохранительные органы. Все Приднестровье знает о том, что Хоржана зарезали, а в сообщениях с Правого берега говорится о том, что он был застрелен.

Власти в Тирасполе , как было уже ни раз, попытаются списать убийство Олега, на бытовуху. Даже не сомневаюсь в том, что будет найден некий Зиц Председатель Фунт, который возьмет на себя это убийство. И ему будет вынесен даже некий реальный срок. Но я не удивлюсь, если через несколько недолгих, но компенсированных лет, он окажется на свободе. И формально дело закрыто, и есть тягло и можно отчитаться перед мировым сообществом. Только вот заказчики, как обычно будут и дальше, потирая руки, наводить страх и ухас, поскольку это их метод управления. Их власть держится на страхе и для этого нужно проводить публичные акции, для того чтобы плебос на расслаблялся.”

Редакция “Zona de Securitate” в прошлом делала подкаст с активистом Геннадием Чорба, смотрите здесь.